Стас Зубов

Стас Зубов

Стас Зубов - всемирно известный флорист, является Членом Российской ассоциации флористов, Членом Союза дизайнеров России, Членом Российской Ассоциации художников, ведущим преподавателем международной школы флористов-дизайнеров «Николь», организатором школ флористики в Украине, Польше, Прибалтике (Литве, Латвии и г. Калининграде).

В 1993 году Стас Зубов выиграл Гран-При на международном конкурсе флористов в Москве. В 2004 году мастер завоевал Серебряную медаль международной выставки в Японии. В 1991 и 1994 гг. получил дипломы Ассоциации флористов Южной Кореи. Европейская Ассоциация флористов высоко оценила вклад мастера, включив его в издательский проект «100 лучших флористов мира» за 2005, 2006, 2007 и 2008 годы.

Стас Зубов – художник-флорист, в искусстве которого сплелись воедино традиции Востока и Запада, строгие классические каноны икебаны с безудержным стремлением к новым формам самовыражения, свойственным западной культуре. Эклектическое смешение ювелирно выверенных, основанных на восточной философии, приемов и форм цветочных композиций с поиском новых средств творческой реализации своего видения красоты, создало совершенно новый, узнаваемый, потрясающий стиль мастера, пропитанный традициями, философией и эстетикой Востока и Запада.

Элегантно балансируя на стыке Востока и Запада, разума и чувства, философских традиций и человеческой чувственности, Стас Зубов показал всему миру, что представитель европейской школы способен создавать букеты, которые по глубине восприятия равны великим произведениям искусства. Талантливый художник, впитавший флористические традиции прошлого, представил миру новое видение искусства флористики - новое по форме, структуре и восприятию букета.

Чтобы осознать новизну, привнесенную во флористику Стасом Зубовым, нужно вспомнить изначальную философию икебаны. В переводе с японского языка слово икебана означает «цветы в сосуде» или «компоновка цветов в сосуде», но точнее всего отражает философию икебаны словосочетание «цветы, которые живут». Икебана дает цветам вторую жизнь, именно жизнь, а не попытку их возрождения, к которой больше концептуально склоняется западная философия искусства. И если прагматичный Запад постепенно свел искусство создания букетов к сугубо прикладному, декоративному цветоводству, то Восток сохранил созерцательное, философское, трепетное отношение к цветочным композициям, как к миниатюрным моделям мироздания.

Конструктивно икебана напоминает иероглифы, смысл которых зависит от сочетания и взаимного расположения различных элементов. Прочесть икебану может только человек, знающих значение каждого элемента, входящего в композицию. Геометрический и пространственный смысл икебаны формируется тремя основными ветвями – как тремя основными началами мира. Философский смысл композиции заключен в пространственном взаимодействии вертикальных и горизонтальных осей, сочетании и четком разграничении освещенных и затененных участков.

Важное место в искусстве икебаны занимает проекция на горизонтальной плоскости с обозначением сторон света, тыльной и фронтальной части композиции, зон Неба, Земли, Человека. Основной элемент икебаны – Небо, которое олицетворяют ветки сливы, сосны или кипариса. Вторым элементом является Земля, оттеняющая Небо. В некоторых композициях ветки называются «хозяин» и «гость», они словно разыгрывают своеобразное сценическое действо.
Стас Зубов возвращает Человеку роль хозяина положения, снимая с него отживший символизм и абстрактность. В композициях флориста Небо и Земля открыто связаны между собой, а Человеку предоставлено право выбрать ту роль, которая ему больше подходит – центра мироздания или незаметного созерцателя.

В цветочных композициях мастера Человек словно встает во весь рост, олицетворяя господствующее положение в мире, являясь его опорой и основой. Ведь именно таким видел роль человека в мире знаменитый Пико делла Мирандола, вложивший в уста Господа нашего слова: « Я поставил тебя в центр мира, чтобы ты мог свободно решить, кем быть». Сплав восточных и западных традиций, синтез понятий, свойственных восточной философии, и гимна Человеку, истоки которого лежат в эпохе Ренессанса, соединение восхищения от созерцания вещей с классическим, античным отношением к красоте обнаженного человеческого тела, наслаждение красотой форм и творческое прочтение тайных символов. В таком контексте короткая прекрасная жизнь цветка подчеркивает истинную сущность бесконечности жизни.

Игра с возвышенным и приземленным, ярко проявляющаяся в китче, ныне очень востребована художником. Она способна выразить внутреннее состояние мастера, утомленного серой и тупой повседневностью, пораженного бесчувствием толпы и ее боязнью всего нового, подавленного скукой и жизнью, лишенной легкости и радости.
Желание шокировать необычными образами публику, впавшую в эмоциональную спячку, побуждает художника превратить человека из венца творения в подсобный материал в воссозданной им вакханалии того, что принято считать низменным и некрасивым.

По воле мастера полиэтиленовый пакет, не пригодный ни к чему и обязанный закончить свой «жизненный» путь в мусорном ведре, становится таинственно красивым, прикрывая человеческое тело. Все меняется местами, причина и следствие путаются между собой, привычный смысл вещей кажется нелепым искажением реальности, а незыблемые устои кажутся надуманными и несущественными. Безграничная фантазия мастера разрушает нашу уверенность в том, что и как должно быть в этом мире и, как путеводная нить Ариадны, уводит за собой в мир новых ассоциаций.

Что сделать, чтобы язык искусства был понятен и близок? Ведь каждая цивилизация вырабатывает свой культурный код, в котором одинаково важны форма, цвет и структура. Мастер идеально продумывает конструкцию своих композиций, размещение основных элементов, стараясь выстроить пространство между цветами таким образом, чтобы оно было живым, дышало, заполнялось светом и воздухом.

Количество композиций бесконечно, удивительны способы их воздействия на людей. Графические композиции, основу образов которых составляет рисунок линий (веток, цветов и пространства между ними) обращены к человеческому разуму. Те композиции, в которых основную роль играет пышный объем, находят отклик в человеческих страстях. Эффектная игра цветовых оттенков обращена к настроению и чувствам зрителей.

Для восприятия окружающего мира у человека есть целый набор представлений, которым не нужно знание языка или традиций. Нежный бутон без слов говорит о начале жизни, радости и надежде, а увядающий цветок – о ее неизбежном конце и быстротечности. Использование в композициях обычной полевой травы в сочетании с дорогими видами цветов напоминает нам о том, что в жизни существует богатство и бедность. Но самое главное в композициях – цвет, который оказывает прямое непосредственное воздействие на человеческое восприятие, рождая самые удивительные ассоциации. Еще не до конца осознав, что изображает флористическая композиция, зритель уже ощущает это. Так цвет повелевает эмоциями, проникает в душу, опережая осознание увиденного.

Публикации и фотографии из архива Стаса Зубова: